Новости
Галерея
Статьи
Самопал
МотоРынок
Гостевая книга
Контакты

Холл на Юпи

Оригинальная система зажигания для "ИЖ Юпитер-5"

Его обделили бесконтактным зажиганием, и это не ерунда. Конечно, если смириться с постоянной "головной болью" и периодически регулировать зазор и чистить контакты, то и традиционная "батарейная" система работает. Но стоит аккумулятору "подсесть", как пуск холодного движка превращается в пытку.

Мотоцикл обычно дожидается меня на даче по неделе, если не больше, и всякий раз нужно бы подзаряжать батарею, это требует времени, а терять его ох как не хочется... "Лень движет прогресс" - вот и родилась идея приспособить к "водянке" электронное зажигание - буду независим от состояния аккумулятора.

В одном из номеров "Мота" давалось описание установки ковровского генератора и зажигания на различные отечественные мотоциклы. Но менять штатный "ижевский" с его 140 ваттами на 90 ватт "зидовских" нелогично: энергия "зажигалки" уменьшится, да и освещение "притухнет". Еще один минус: ков-ровские генераторы "тянут" в магазине почти на полторы тысячи рублей, и еще придется потратиться на изготовление переходной планшайбы. Мне посоветовали использовать детали бесконтактного зажигания от"ВАЗ-2108".

Не пожадничал и установил два датчика Холла и два коммутатора - на каждый цилиндр. Это добро обошлось всего в 500 рублей. Симметрично "посадить" датчики на место удаленных контактов-прерывателей оказалось делом простым: четыре пластины из детского конструктора отлично держат всю сборку (фото 1).

Осталось изготовить прерыватель (модулятор) и укрепить его на валу ротора генератора. Остановился на простейшем варианте - сделал металлическую пластину с отверстием под крепежный болте пружинной шайбой (рисунок 1).

Рисунок 1 - Чертеж пластины-модулятора.

Схему соединения элементов зажигания подсмотрел в автомобильном справочнике. Правда, у меня их, схемы, две, и работают они параллельно -каждая свеча обслуживается своей автономной системой (рисунок 2).

Рисунок 2 - Принципиальная схема бесконтактного зажигания: 1 - свечи зажигания; 2 - катушки зажигания; 3 - коммутаторы; 4 - разъемы датчиков Холла; 5 - замок зажигания; 6 - аккумулятор.

Пластина-модулятор после ослабления болта свободно перемещается, поэтому отрегулировать угол опережения зажигания легко - достаточно установить пластину в положение, обеспечивающее искрообразование, - когда поршень подходит к ВМТ. Оба коммутатора расположил на раме под сиденьем мотоцикла - рядом со стабилизатором генератора (фото 2).

Фото 1 - Блок управления зажиганием: 1 - датчик Холла; 2 - пластина-модулятор; 3 - крепежный болт с пружинной шайбой. Фото 2 - Оба коммутатора нужно защитить от влаги (например, поместить под сиденье мотоцикла), но так, чтобы они были доступны для диагностики.

Полевые испытания прошли успешно. Искра появилась сразу, даже более мощная, чем прежде. Позже заменил и катушки зажигания на "планетовские" - они специально предназначены для бесконтактного зажигания.

С начала сезона проехал около трех тысяч километров. Результат- ни одного отказа и ни единой регулировки. Мотор работает ровнее, свечи стали чище и служат дольше - их тоже ни разу не менял. Теперь даже с полуразряженным аккумулятором двигатель заводится легко.

Мнение редакции

Не только мотопром, но и автомобильные заводы упорно продолжают комплектовать двигатели давно устаревшей контактной системой зажигания. Единственное ее достоинство - простота конструкции. Недостатков куда больше: происходит электрический и механический износ контактов, остается необходимость часто их обслуживать, падает энергия искры, когда ускоряется вращение коленвала мотора, а также при пуске двигателя.

Система, предложенная автором, более совершенна и надежна: в ней сохранены все преимущества мощного батарейного зажигания (энергия искры - 12-20 мДж, длительность разряда - 1,5-2,5 мсек) перед конденсаторным (4-10 мДж и 0,3-0,5 мсек) -традиционным для легких мотоциклов, в том числе и "зидовских". Кроме того, бесконтактное зажигание с датчиком Холла обеспечивает нормальное искрообразование при падении напряжения аккумулятора до 6 В. Схема несколько перегружена- можно было бы использовать один двух-канапьный коммутатор или двухвы-водную катушку. Но нет худа без добра: если "пропала" искра, для диагностики под рукой "параллельная" ветвь зажигания, обслуживающая другой цилиндр, а ВАЗовские запчасти всегда есть в продаже и в городском, и в придорожном магазине (чего не скажешь об "ижевских"). Простота и относительно невысокая цена переделки - еще одно преимущество. Наша резолюция: представленная разработка достойна оценки "пять с плюсом".

м-н "Стрела" ул.Короленко 51, т.24-49-77

Сайт создан в системе uCoz