Холл на Юпи
Оригинальная система зажигания для "ИЖ Юпитер-5"
Его обделили бесконтактным зажиганием, и это не ерунда. Конечно, если смириться с постоянной "головной болью" и периодически регулировать зазор и чистить контакты, то и традиционная "батарейная" система работает. Но стоит аккумулятору "подсесть", как пуск холодного движка превращается в пытку.
Мотоцикл обычно дожидается меня на даче по неделе, если не больше, и всякий раз нужно бы подзаряжать батарею, это требует времени, а терять его ох как не хочется... "Лень движет прогресс" - вот и родилась идея приспособить к "водянке" электронное зажигание - буду независим от состояния аккумулятора.
В одном из номеров "Мота" давалось описание установки ковровского генератора и зажигания на различные отечественные мотоциклы. Но менять штатный "ижевский" с его 140 ваттами на 90 ватт "зидовских" нелогично: энергия "зажигалки" уменьшится, да и освещение "притухнет". Еще один минус: ков-ровские генераторы "тянут" в магазине почти на полторы тысячи рублей, и еще придется потратиться на изготовление переходной планшайбы. Мне посоветовали использовать детали бесконтактного зажигания от"ВАЗ-2108".
Не пожадничал и установил два датчика Холла и два коммутатора - на каждый цилиндр. Это добро обошлось всего в 500 рублей. Симметрично "посадить" датчики на место удаленных контактов-прерывателей оказалось делом простым: четыре пластины из детского конструктора отлично держат всю сборку (фото 1).
Осталось изготовить прерыватель (модулятор) и укрепить его на валу ротора генератора. Остановился на простейшем варианте - сделал металлическую пластину с отверстием под крепежный болте пружинной шайбой (рисунок 1).
Рисунок 1 - Чертеж пластины-модулятора. |
Схему соединения элементов зажигания подсмотрел в автомобильном справочнике. Правда, у меня их, схемы, две, и работают они параллельно -каждая свеча обслуживается своей автономной системой (рисунок 2).
Рисунок 2 - Принципиальная схема бесконтактного зажигания: 1 - свечи зажигания; 2 - катушки зажигания; 3 - коммутаторы; 4 - разъемы датчиков Холла; 5 - замок зажигания; 6 - аккумулятор. |
Пластина-модулятор после ослабления болта свободно перемещается, поэтому отрегулировать угол опережения зажигания легко - достаточно установить пластину в положение, обеспечивающее искрообразование, - когда поршень подходит к ВМТ. Оба коммутатора расположил на раме под сиденьем мотоцикла - рядом со стабилизатором генератора (фото 2).
Фото 1 - Блок управления зажиганием: 1 - датчик Холла; 2 - пластина-модулятор; 3 - крепежный болт с пружинной шайбой. | Фото 2 - Оба коммутатора нужно защитить от влаги (например, поместить под сиденье мотоцикла), но так, чтобы они были доступны для диагностики. |
Полевые испытания прошли успешно. Искра появилась сразу, даже более мощная, чем прежде. Позже заменил и катушки зажигания на "планетовские" - они специально предназначены для бесконтактного зажигания.
С начала сезона проехал около трех тысяч километров. Результат- ни одного отказа и ни единой регулировки. Мотор работает ровнее, свечи стали чище и служат дольше - их тоже ни разу не менял. Теперь даже с полуразряженным аккумулятором двигатель заводится легко.
Мнение редакции
Не только мотопром, но и автомобильные заводы упорно продолжают комплектовать двигатели давно устаревшей контактной системой зажигания. Единственное ее достоинство - простота конструкции. Недостатков куда больше: происходит электрический и механический износ контактов, остается необходимость часто их обслуживать, падает энергия искры, когда ускоряется вращение коленвала мотора, а также при пуске двигателя.
Система, предложенная автором, более совершенна и надежна: в ней сохранены все преимущества мощного батарейного зажигания (энергия искры - 12-20 мДж, длительность разряда - 1,5-2,5 мсек) перед конденсаторным (4-10 мДж и 0,3-0,5 мсек) -традиционным для легких мотоциклов, в том числе и "зидовских". Кроме того, бесконтактное зажигание с датчиком Холла обеспечивает нормальное искрообразование при падении напряжения аккумулятора до 6 В. Схема несколько перегружена- можно было бы использовать один двух-канапьный коммутатор или двухвы-водную катушку. Но нет худа без добра: если "пропала" искра, для диагностики под рукой "параллельная" ветвь зажигания, обслуживающая другой цилиндр, а ВАЗовские запчасти всегда есть в продаже и в городском, и в придорожном магазине (чего не скажешь об "ижевских"). Простота и относительно невысокая цена переделки - еще одно преимущество. Наша резолюция: представленная разработка достойна оценки "пять с плюсом".